Индейцы прерий

Перечень племен Северной Америки был бы неполон без упоминания индейцев Великих Равнин (прерий) — аппачей, навахо, команчей и других, которые вошли в сознание европейцев в

 

виде злодеев в боевой раскраске с томагавками1 и человеческими скальпами2 в руках.

Действительно, обычай смешивать жир с краской и наносить эту смесь на кожу был чрезвычайно распространен среди индейцев вообще и жителей прерий в том числе. Раскраска не просто украшала человека, а защищала его от внешнего вредоносного влияния и должна была приносить удачу. Помимо этого она содержала информацию о родовой и племенной принадлежности, общественном положении, о личных качествах и пр. Воинская окраска служила для отпугивания врагов и злых духов в бою. Из всех цветов красная краска считалась предпочтительной, за что индейцы и были прозваны краснокожими.

Реальностью жизни племени на тропе войны было снятие скальпов, но это были скальпы врагов, нарушивших нормы жизни и справедливости. Снимая с головы кожу вместе с волосом — средоточием энергии, магическую силу противника подчиняли и использовали после его смерти. Считалось, что скальпы способствовали плодородию, приносили здоровье, мощь и духовную силу. Чем могущественнее была жертва, тем больше магической силы давал ее скальп.

Охота за людьми была характерна лишь для военного времени. В обыденной жизни индейцы прерий — охотники на бизонов. Они не занимались ни земледелием, ни ремеслом, часто кочевали вслед за стадами животных, перевозя имущество на собаках. Охотились пешими, с луком и стрелами, часто используя протяжный, пронзительный вопль, сбивающий бизонов с ног (этому крику специально обучались у девушек). Такая охота была сложна и опасна, но риск стоил того — бизоны давали пищу, топливо (жир), а также кожи для одежды, лодок и переносных домов в виде конических палаток (типи). Такие дома ставились по кругу, в центре которого находилась палатка племенного совета еще материнского рода.

Image

Несмотря на кочевой охотничий быт, в прериях велись даже летописи. В виде рисунков, начертанных на тщательно выделанных шкурах бизонов, отмечались главные события года. Развивалось изобразительное искусство: вышивание по коже или ее разрисовка. Часто использовались символы:

 

солнце — счастье,

бабочка — вечная жизнь,

глаз знахаря — наблюдение, мудрость,

перья орла — вождь,

рог буйвола — успех и т. д.

Образцом религиозной скульптуры могут считаться курительные трубки. Они имели различные формы и размеры, были богато орнаментированы и носили ритуальный характер. Существует легенда о том, что первая трубка была дана людям духом грома для того, чтобы они могли использовать ее при вызывании священных сил и установлении гармонии между ними и человеком. Поэтому трубка была не только символом духов, но и символом защиты. Своей энергией и силой она охраняла людей. Отсюда ее название — Трубка Мира. Тот, кто ею владел, был другом всех индейцев и мог свободно путешествовать от племени к племени.